Однажды, примерно в середине восьмидесятых годов прошлого века, меня пригласили на выставку «C0NSUMEXP0» на стенд фирмы L'OREAL. Журналистов встречала очаровательная Маргарита Карбоньер, которая показалась мне воплощением истинно французского шарма. Встреча с прессой проводилась для ознакомления с новыми продуктами, многие из которых тогдашним советским потребителям были не просто неизвестны, но и показались бы совершенно фантастическими. Легким движением рук госпожа Карбоньер наносила на свои волосы что-то прозрачное и ароматное, и в мгновение ока прическа принимала новую форму, и как будто даже менялся оттенок волос. Нельзя сказать, что это была специальная демонстрация, просто иногда, говоря об очередном продукте, Маргарита Карбоньер иллюстрировала свой рассказ некоторыми незамысловатыми примерами и показывала на себе возможности косметических продуктов. В заключение встречи журналистам подарили несколько образцов. Когда я вернулась после презентации с этой косметикой, все охали и ахали, восторгались элегантным дизайном упаковки и нежнейшими ароматами содержимого. Прошли годы...

Сегодня в России невозможно найти людей, которые не знали бы продукцию фирмы L'ORFAI. Не стану утверждать, что все ею пользуются, но наверняка хотя бы раз ее видели или слышали о фирме. Даже дети цитируют рекламные ролики Лабораторий Гарнье. Может быть не всем известно, что компания L'OREAL объединяет не только такие популярные линии, как Plenitude, Synergie, декоративную косметику Maybelline и Perfection, но и селективные марки Helena Rubinstein, Lancome, Biotherm, Paloma Picasso, Cacharel, Ralph Lauren, Giorgio Armani. Продукция фирмы поставляется в 150 стран мира и включает как продукты по уходу за кожей лица и телом, так и средства для волос, а также парфюмерию и продукты для макияжа. Одна из марок L'OREAL, которая продается через аптечную сеть, — это Vichy. Наконец, значительная часть компании — направление L'OREAL Professionnel, которое вот уже свыше 90 лет помогает парикмахерам творить во имя красоты. Свыше миллиона мастеров в разных концах планеты пользуются сегодня препаратами и аксессуарами, созданными для салонов концерном L'OREAL Coiffure.

2000 исследователей работают в лабораториях L'OREAL. Каждую неделю регистрируется новый патент, помимо новых продуктов создаются новые технологии, новые услуги, которые внедряются в салонах красоты по всему свету. Всего через 8 лет компания L'OREAL будет отмечать столетний юбилей — солидный возраст для косметической фирмы, ставшей сегодня мировым лидером в своей области.

Давайте совершим небольшой исторический экскурс. В 1907 году молодой инженер-химик Эжен Шуллер (Eugene Schueller) заинтересовался рынком красителей для волос и поставил перед собой цель добиться высокой точности окраски. В те времена окрашивание волос было долгим и сложным процессом и никогда не гарантировало желаемого результата. Для своих препаратов Шуллер выбрал название L'Aureal, предположительно от лат. «Aurum» (золото) или от названия самой модной прически тех лет — «Aureol» (ореол, сияние). Однако эта марка так и не была использована, и в 1922 году от нее окончательно отказались. В поисках запоминающегося названия руководство компании остановилось на варианте «L'OREAL». В 1908 году под этим именем была зарегистрирована серия препаратов для окраски волос. Само предприятие в 1909 году получило другое название: «Французская компания по безопасной окраске волос». В период с 1920 по 1939 год компания активно выходит на международный уровень, создаются три крупных филиала: в Германии (H.U.P.), в Италии (5AIPO) и в Бельгии; В те же годы появились новые продукты, которые до сих пор играют немаловажную роль в формировании образа компании: Imedia Liquide, DOP и другие. Предприятие с января 1938 года располагалось в Париже по адресу rue Royale, 14, где и было зарегистрировано в 1939 году как акционерное общество «L'OREAL».

На деятельность компании существенно повлияли два новых сотрудника: пришедший в 1942 году Франсуа Далле (Francois Dalle), и появившийся тремя годами позже Шарль Звиак (Charles Zviak). К 1945 году число исследователей уже составляло 25 человек. Уровень научных достижений позволил компании продолжить завоевание мирового рынка. Решающими становятся пятидесятые годы, когда за десять лет штат научных работников увеличился до 300 человек. В 1957 году Франсуа Далле сменяет Эжена Шуллера на посту главы компании и вырабатывает новую стратегию развития, основанную на дальнейшем расширении научных исследований, увеличении производственных мощностей, расширении ассортимента и ориентации на мировой рынок. Эту политику продолжил Шарль Звиак, возглавлявший компанию с 1984 по 1988 год, когда L'OREAL стала одной из крупнейших косметических компаний в мире. В сентябре 1988 года Линдсей Оуэн-Джоунс (Lindsay Owen-Jones) сменил Шарля Звиака на посту президента концерна L'OREAL.

На протяжении почти ста лет де виз компании L'OREAL остается неизменным: «качество и обновление». С момента основания фирма постоянно искала пути повышения качества своей продукции. Такая позиция объясняется, в первую очередь, уважением к Потребителю, который может быть как профессионалом, работающим в салоне, так и рядовым покупателем. Принципиально важным считается поддерживать баланс между качеством препарата, пользой, которую он приносит потребителю, и ценой. Учитывая, что мода, вкусы людей и технологии не стоят на месте, решить подобную задачу нелегко. Но для компании считается непреложным правилом сохранить необходимый компромисс.

Ценная особенность L'OREAL заключается в том, что компания располагает экспертными лабораториями в трех важнейших областях: кожа, волосы, парфюмерия. Обмен между этими полюсами научных исследований оказывается весьма плодотворным и приводит порой к настоящим прорывам в технологии. Исследования, связанные с проблемами кожи, могут завершиться созданием нового продукта для ухода за волосами. «К примеру, исследуя важную роль церамидов в барьерной функции рогового слоя кожи, ученые обнаружили их присутствие в межклеточном веществе волоса, — объясняет Мари-Кристин Озу (Marie-Christine Auzou), директор по научным коммуникациям компании L'OREAL. То, что благотворно действует на кожу, может оказаться полезным и для волос, так почему бы не создать церамиды для того и другого сразу». Так появился на свет препарат «Vita Rrnent de kerastase Resistance».

Решение проблемы обновления обеспечивается тесной связью научных разработок с маркетинговыми исследованиями. Именно благодаря постоянному сотрудничеству ученые и маркетологи совместно с генеральной дирекцией создают оригинальные формулы и препараты, что нередко приводит к появлению новых рынков сбыта. Кооперация науки и маркетинга, которую компания L'OREAL одной из первых, еще в 1951 году, внедрила в практику, стала базовой платформой для постоянного развития.

Поиск — еще одно ключевое слово компании L'OREAL. Оно означает не только научные разработки, но и стремление совместить полет творческой фантазии с повседневными запросами потребителей. Сотрудники лабораторий L'OREAL чутко откликаются на тенденции моды, веяния времени, психологию людей. Представьте себе огромную сеть, в рамках которой вдет постоянный обмен идеями между учеными, маркетологами, эстетистами, парикмахерами, косметологами. Это сеть всемирного масштаба, связывающая три континента: Европу, Азию и Америку. Именно такая широчайшая интеграция знаний, практики и творчества каждого из участников служит основой возникновения подлинных инноваций. К примеру, продукция для волос тестируется с учетом методов работы, применяемых парикмахерами в разных странах. С этой целью научный и маркетинговый отделы L'OREAL сотрудничают с зарубежными парикмахерами Германии, Великобритании, Дании, Франции, Италии, Испании, иногда Латинской Америки, Японии, США.

Так, например, все оттенки красящего средства Majirel Haute Tenacite испытывались в течение полугода 140 парикмахерами, которые провели в общей сложности 8400 сеансов окраски. Эта методика применяется для тестирования всей массовой продукции. Что же касается препаратов для профессионалов, применение которых требует предварительного обучения, то компания L'OREAL создала оригинальную систему учебных курсов. В ее основе — Технический центр в Париже, еженедельно принимающий более тысячи парикмахеров, и региональные технические центры при региональных дирекциях. Работающие в этих центрах специалисты в области технологий и коммерции предлагают в регионах разнообразные формы обучения, что позволяет специалистам всех ступеней — от ученика до опытного мастера - регулярно повышать профессиональный уровень и внедрять новые виды услуг. Обучение парикмахеров не ограничивается преподаванием техники. В последнее время оно включает и менеджмент. В связи с тенденциями последних лет в развитии салонов красоты компания L'OREAL разработала систему сервиса, которая отвечает изменившимся требованиям клиентуры. Первые курсы по обучению менеджменту появились в 1982 году. Сформированный к 1987 году курс «Рекомендации по развитию салона» предлагает целый спектр новых специфических услуг: помощь в развитии бизнеса, открытии салона, его обустройстве. Причем обучающиеся на курсах могут выбирать темы по желанию и получать индивидуальные рекомендации. Открывшийся в 1985 году Международный учебный центр L'OREAL (rue Saint-Florentin, 15) обеспечивает подготовку специалистов, сотрудничающих с компанией, во всех странах мира, а также переподготовку преподавателей.

Специально для профессионалов L'OREAL устраивает художественные форумы, где известные стилисты-парикмахеры демонстрируют свое мастерство. По всей Франции проходят праздники «Престиж L'OREAL», на которые собирается до 2000 участников. А ставшие традиционными «понедельники» L'OREAL на rue Royale служат творческим стимулом для профессионалов. Уже несколько раз совместно с компанией MODELING проводились парижские фестивали моды. Наконец, более 40 лет L'OREAL активно участвует во всех крупнейших французских и международных форумах парикмахерского искусства.

В России представительство L'OREAL Professionnel появилось в 1996 году, сначала в Москве, где теперь десятки салонов сотрудничают с компанией. Сегодня число мастеров, обучавшихся в системе L'OREAL в Москве и регионах, уже перевалило за 2000. Компания всячески содействует обмену опытом между российскими парикмахерами, способствует их выходу на международный уровень, организовывает поездки на зарубежные стажировки и международные конкурсы по парикмахерскому искусству. Весь спектр услуг, предлагаемый L'OREAL Professionnel во Франции и других странах мира, стал доступен и российским мастерам.

Ирина Воскресенская